Игорь Куприянов Российский рок-музыкант, бас-гитарист, гитарист, автор песен, солист рок-группы «Куприянов». экс «Чёрный кофе» Официальный сайт

Мне всегда было что сказать людям!

Sunday, 10 Aug 2008, 23:43
Интервью для solotin.ru

Игорь Куприянов, один из самых ярких музыкантов золотого века российского тяжелого рока, спустя годы после ухода из ЧЕРНОГО КОФЕ продолжает оставаться интересной творческой единицей. Его первая сольная пластинка "Попытка к бегству" была мной, помнится, заиграна до невозможности. В каждой своей песне — от классической "ищу я в жизни суть, и мне покоя нет" до самых последних с альбома "Адреналин", Куприянов предстает романтическим героем, который умеет находить красоту и ценить подлинные ценности в век прагматизма и пластмассовых эмоций.

С Игорем связано одно из самых ярких моих личных впечатлений от знакомства с музыкантами. Помню, как в 1990-м году, вместе с другом заглянули в гримерку к участникам ЧЕРНОГО КОФЕ, но, будучи людьми воспитанными, мешать готовится к концерту не стали. Каково же было удивление, когда через пару минут к нам вышел Игорь Куприянов, и в течение получаса общался с нами, 15-летними пацанами, без всякого намека на свой звездный статус. С такой же искренностью он ответил на несколько вопросов специально для сайта solotin.ru. Уверен, поклонники творчества этого певца, басиста и гитариста найдут в этом интервью немало интересного...

— Игорь, многие тебя помнят как лидера наряду с Дмитрием Варшавским культовой в свое время группы ЧЕРНЫЙ КОФЕ. Так получилось, что начало твоей сольной карьеры совпало с падением интереса к тяжелой (и не только) музыке в стране. Поэтому о творчестве Игоря Куприянова известно не так много. Расскажи, как развивалась твоя карьера после ухода из Черного кофе?

— Моя музыкальная карьера началась задолго до того как судьба нас свела с Д.Варшавским. После нашей встречи мы вместе записали четыре альбома, в которых я участвовал как бас-гитарист, вокалист, бэк-вокалист, автор и соавтор музыки и текстов. В 86-м мы записали магнитоальбом "Светый металл" (другое название "Знамя мира"), потом были второй миньон "Черный кофе", третий альбом "Переступи порог" и четвертый "Вольному воля". В 90-м году, несмотря на пик популярности группы,я ухожу из ЧК потому что все отношения с Д.Варшавским зашли в тупик. Первый мой сольный альбом назывался "Попытка к бегству", и это название не имело никакого отношения к тому, что я покинул группу. Этот альбом разошелся большим тиражом и дал мне возможность поехать по стране уже с сольным проектом. Но, как ты справедливо заметил, интерес к рок-музыке начал падать, и следующий альбом под названием "Белый ветер" мне удалось выпустить только в 1995г. На тот момент у меня был очень жесткий контракт с компанией "Полиграмм" и поэтому альбом получился достаточно легковесным. На концертах мы звучали гораздо жестче и интереснее, чем на альбомах. Я был не очень доволен диском, и после завершения контракта с "Полиграмм", который обязывал меня давать постоянные концерты в России и за рубежом, я все свободное время работал в студиях. Хотелось найти собственный почерк, собственное новое звучание.

— Тем не менее судьба твоих альбомов порой удивительна, некоторые программы были записаны, но так и не изданы.

— Увы... У меня накопился ряд песен, я собирался выпустить еще один альбом "Раз и навсегда". Но дефолт 98-го года перечеркнул все мои планы, как и планы многих людей по всей стране. Спустя год я опять приступил к экспериментам в студии. Но средств не хватало, да и не так просто было найти музыкантов, с которыми можно реализовать свои задумки, работа шла гораздо медленнее, чем хотелось, поэтому пришлось выпустить промежуточный альбом "Семь дней", он вышел в 2003г и был записан в студии при одновременной игре всех музыкантов. В 2004г я закончил работу над новым альбомом под названием "Дым над Москвой", над которым я работал последние 5-6 лет, но издать его не смог - выпускающие компании на тот момент не хотели заниматься ни его раскруткой, ни оплачиванием расходов: студии, музыканты, аранжировки и тд. И поэтому уже готовый альбом 2 года лежит на полке. В 2006г я приступил к записи нового альбома "Адреналин", который был издан в прошлом году компанией А1. Надеюсь, этой осенью я выпущу "Дым над Москвой" и переиздам альбом "Попытка к бегству", т.к. он выходил только на виниле.

— Многим музыкантам в начале 90-х тяжело в психологическом плане дался переход от работы на заполненных стадионах в клубы. А ты к тому же лишился мощной поддержки бренда "Черного кофе". В подобных обстоятельствах некоторые бросали музыку вообще, как ощущал себя ты в новом состоянии, и что помогло удержаться на плаву, продолжать заниматься творчеством?

— 90-й год для меня был действительно переломным, я как всегда ничего не просчитывал и не вычислял, просто слушал себя. Я уже знал, что будет очень тяжело, но тяжелее было биться головой о стену внутри , как ты сказал, "раскрученного бренда" и эта стена становилась все толще. Я никогда не боялся остаться один, т.к. на мой взгляд, творческие люди всегда одиноки, поэтому для меня не было проблемы выбора. На тот момент в моей жизни, не только творческой, но и личной, произошли серьезные изменения, и в результате я остался совсем один. Наверное, было очень тяжело скорее в психологическом плане, но, видимо родившись под знаком Скорпиона, и, как показывает жизнь, еще и под счастливой звездой, я выбрал для себя единственный верный путь, который обозначил слоганом, прочитанном раньше: "все, что меня не убьет - то сделает сильнее". И действительно, когда ты падаешь с Олимпа, даже по своей воле, боль твоего падения многократно усиливают твои недоброжелатели в прошлом и настоящем. И порой меня удивляло, как их было безмерно много. Но находились люди, которые становились и на мою сторону, и это мне помогало выживать. Журналисты, музыканты и просто те, у кого были хоть какие-то возможности, мне помогали. Чтоб перечислить всех этих благосклонно относящихся ко мне людей и помогавших мне как в творчестве, так и в обычной жизни - не хватит нескольких страниц, но я их помню и всем им очень за это благодарен. Кого-то из них уже и нет в живых.

— И стал работать в клубах?

— Клубы на то время были единственным спасением для музыкантов, но не всегда формат давал возможность делать все, что ты хочешь, и очень часто я в этих клубах встречал именитых хард & хэви звезд, которые, мягко говоря, занимались не своим делом. Я не вижу в этом ничего страшного, т.к. сам успел поработать на телевидении в роли ведущего одного шоу, даже в одном из проектов пытался соединить танцевальную музыку и хард-рок. Кто-то из моих друзей в свое время уехал за границу, и из разных уголков мира присылали мне приглашения, но я всегда считал, и сейчас считаю, что "где родился, там и пригодился". Было очень много клубных концертов, было очень много странных концертов, были хорошие контракты с именитыми компаниями, а впоследствии и настоящая война с их продюсерами в студии. И все, что я творчески делал на тот момент, не всегда появлялось на CD-альбомах в том виде, котором я хотел, но это дело прошлых лет. Сегодняшний день меня радует тем, что с помощью всемирной сети Интернет, не только из моей родной страны, но и из разных уголков мира приходят слова благодарности, и эта обратная связь дает мне силы жить и работать дальше. На сегодня я знаю точно: если кто-то из молодых любителей хард&хэви придет на мой концерт, не зная ни одной песни, обязательно прослушает мои песни от начала до конца. И это не самоуверенность с моей стороны, просто мне всегда было что сказать людям!

— Наверное, тебя спрашивали тысячу раз об этом, но рискну задать еще раз вопрос: почему ты ушел из Черного кофе? Слухи ходили самые невероятные. Чего в твоем уходе больше - личностного или творческого?

- Мой уход из группы был обусловлен не только творческими, но и личностными отношениями, потому что Митю я считал своим другом. И когда мы планировали наше будущее, я просто делал то, о чем мы договаривались (доверяя своему другу). В результате ни в творческих, ни в дружеских отношениях он не держал своего слова. В какой-то момент я понял, что человек никого кроме себя вокруг не видит, поэтому перспектив отношений уже не было - ни личных, ни рабочих.

— Известен нрав Варшавского, его желание ассоциировать группу только с собственной персоной. На сайте Черного кофе в истории группы фамилии Куприянова не найти, а старые альбомы перезаписываются, чтобы там не было тебя как исполнителя. Я не представляю, насколько серьезными должны быть противоречия между людьми, чтобы дойти до такого! Можешь это как-то прокомментировать?

— Меня Митин нрав никогда не интересовал, я ставил перед собой совершенно другие задачи. Если во что-то впрягаюсь, то делаю это с отдачей полных сил и без остатка. Как-то музыканты из других групп говорили мне, что Митя меня побаивается и недолюбливает, я же им не верил. Но, думая о тех годах, мне помнится, что я (повторюсь) отдавал себя без остатка и работал только на благо группы, и был в каком-то смысле наивен, работая только на имидж и имя группы. И, как сейчас понимаю, расстаться Мите со мной на то время было практически невозможно, ведь в самый тяжелый период для ЧК он мог остаться только среди сессионных музыкантов, а нужен был единомышленник — дружеское плечо. И то, что он вычеркивает меня сегодня из истории группы, на мой взгляд, говорит о том, что его страхи о собственном величии только растут. Мне же, по совести говоря, очень нравится мое сегодняшнее состояние. Я свободен (как спел мой братишка Кипелов), на меня не давят никакие стереотипы, а то, что выпускающие и промоутерские компании просят поставить после моей фамилии "экс-Черный кофе", меня нисколько не смущает. Это же часть моей творческой истории, которую я сделал собственными руками.

— Во всем мире культовые когда-то команды нередко объединяются вновь, радуя своих поклонников. Возможно ли подобное воссоединение классического состава "Черного кофе"?

— Об этом на своем форуме я писал много раз: меня не интересуют личные обиды и я готов, как бас-гитарист и вокалист, выйти на сцену "золотым составом" ЧК, но это может быть только один тур по стране, т.к. дел в собственной группе по горло. Кстати, на сегодняшний день со мной играет барабанщик из "золотого состава" Сергей Черняков. Причин, по которым этот тур, на мой взгляд, не сможет состояться, не ищите очень далеко. Но, во всяком случае, Игорь Куприянов и Сергей Черняков будут согласны на этот тур, чтоб порадовать поклонников группы. (на своем форуме Куприянов сказал, что готов при необходимости летать разными рейсами, переодеваться в разных гримерках и выходить на сцену с разных сторон, если поклонники ЧК захотят увидеть группу в старом составе, но даже этого вряд ли будет достаточно... - прим Ю.Солотина)

— Еще купив твою первую пластинку начала 90-х, "Попытка к бегству", я задался вопросом: Почему эта потенциально коммерческая музыка, интересная, мелодичная, отлично ложащаяся на слух, не звучит постоянно в радио и телеэфирах? В каждой новой программе у тебя есть несколько отличных хитов, но широкому слушателю они практически неизвестны. Как думаешь, причины находятся внутри или вовне - все дело конкретно в менеджменте Куприянова либо в музыкальном рынке вообще?

— Я думаю, ответ на этот вопрос нужно искать не в творчестве, а скорее в менеджменте. Ты же помнишь, когда я организовал свою группу, в стране был упадок хард & хеви, а не подъем. Но тогда мои друзья помогли мне попасть в МузОбоз, а это Первый канал, всего лишь один показ - и песня "Ночная гостья" стала суперпопулярной в Советском Союзе. Благодаря всего лишь одному показу по ОРТ (что сейчас невозможно) мы очень плотно гастролировали следующих 3 года, пересекаясь на стадионах с такими группами как "Ария", "Константин Никольский", "ДДТ", "Машина времени"...

— Большое спасибо, Игорь, за беседу. Что бы ты пожелал напоследок молодым музыкантам, которые прочитают это интервью?

— Главное — выбрать дорогу и грамотно распределить силы, идя по ней, понимая и то,что дистанция может быть очень длинной! Боишься — не делай, делаешь — не бойся!! Желаю всем УДАЧИ!! И. КУПРИЯНОВ.

17 июля 2008г.
Вопросы задавал Юрий Солотин